"ОПЕЛЬ": ИСТОРИЯ БЕЗ КОНЦА

Даже самый несведущий в автомобильном мире человек знает "цену" слова "Опель". С чем связано это название? С изысканной формой автомобилей данной марки, с качеством изготовления или стоимостью, а, может быть, с удивительной историей возникновения этой фирмы?

В "АБw" N32(79) мы начали рассказ об истории одного из самых известных мировых автопроизводителей - компании "Опель". Пока у нас появилась возможность напечатать продолжение, прошло довольно много времени. Поэтому, как нам кажется, имеет смысл напомнить содержание той, первой публикации.

Основатель фирмы - немецкий конструктор и промышленник Адам Опель - родился в 1837 году в Рюссельхайме. Его профессиональную судьбу определил повальный интерес того времени к технике. Сменив не одно место работы и побывав в ходе своих странствий даже в Париже, молодой Адам решил все-таки вернуться в свой родной город, где в 1862 году им была открыта фабрика по производству швейных машин. В своем выборе Опель не ошибся. Товар пользовался огромным спросом, и производство швейных машин продолжалось до 1911 года.

Адам Опель шагнул дальше и уже в 1886 году основал производство экипажных колес, а еще через год благодаря предприимчивости талантливого инженера его предприятия освоили выпуск велосипедов. Дела молодого предпринимателя пошли в гору. Именно так родилась фирма "Адам Опель АГ".

Адаму Опелю не суждено было стать свидетелем дальнейших перемен, ожидавших его компанию. Эпидемия тифа в 1895 году унесла жизнь главы фирмы. Руководство делами перешло к пятерым его сыновьям.

К тому времени безлошадные коляски вовсю бегали по дорогам Европы, и братья Опели организовали параллельно с выпуском основной продукции сборку автомобилей. Но разработка подобной техники оказалась для них трудной задачей, поэтому братья решили купить патент у своего земляка Фридриха Лутцмана из Дессау, уже выпускавшего "самоходы".

И вот в 1898 году, за два года до наступления ХХ века, в Рюссельхайме собрали первые автомобили "Опель-Лутцман", скорость которых не превышала 20 км/ч. Эти четырехколесные экипажи оснащались одноцилиндровым мотором, расположенным сзади, мощность которого составляла всего 4 л.с. Спустя год братья Опель совместно с Лутцманом выпустили автомобиль несколько больших размеров, который мог перевозить и человека со скоростью 40 км/ч.

Но, увы, "Опель" еще не мог конкурировать с более прогрессивной автомобилестроительной технологией других фирм. К тому же, по мере строительства автомобилей, капитал фирмы постепенно таял. Нужны были перемены.

В 1900 году "Адам Опель АГ" заключает контракт с французом Александром Дарраком о лицензионном производстве в Германии его маленьких автомобилей "Даррак". Модель стала выпускаться под именем "Опель-Даррак" и приводилась в движение 2-цилиндровым двигателем мощностью 8 л.с. Этот автомобиль стал пользоваться в Германии большим спросом.

Параллельно с автомобилями фирма разворачивает выпуск мотоциклов. И уже в следующем, 1901 году, из ворот завода выехали первые мотоциклы "Опель".

"Опель" в 1902 году представляет первый автомобиль собственной разработки - модель "10/12 л.с." с новым 2-цилиндровым мотором. Это была весьма совершенная и конкурентоспособная конструкция, которая могла развивать скорость до 45 км/ч.

В 1903 году братья Опели увеличили мощность еще выпускаемого "Опеля-Даррака" до 9 л.с., на новой модели "20/24 л.с." был установлен 4-цилиндровый двигатель.

В 1907 году был собран тысячный автомобиль, и на дальнейшее процветание компании трудно было рассчитывать без спортивных достижений. "Опель", как оказалось, и здесь преуспел. Спортивная жизнь фирмы берет свое начало еще в 1902 году, когда состоялся дебют концерна в автогонках. С тех пор заводская команда неоднократно участвовала во всех гонках и добивалась бесчисленных побед. Это было поистине великое время гонок и достижений. Но спорт спортом, а основные усилия фирмы были направлены на создание гражданских машин.

Крупным шагом на пути к созданию полноценного автомобиля стала в 1908 году 4-цилиндровая модель "4/8 PS л.с.", носившая имя "Докторваген". Это был маленький двухместный кабриолет со съемными ободами колес, массой новшеств и дополнений. Автомобиль использовался, в частности, врачами как самая удобная, простая, надежная и... проходимая машина.

В производственной программе фирмы появились грузовики, которые пришли на смену швейным машинам в 1911 году.

Во время первой мировой войны "Опель" был вынужден заниматься, слегка уменьшив выпуск "легковушек", производством военно-транспортных средств, тракторов и авиадвигателей.

Уже в мирное время, в 1918 году, компания представила новую модель "18/50 л.с." с 6-цилиндровым двигателем. Автомобиль слегка видоизменился. Начиная именно с этой модели в дальнейшем на машины фирмы стали устанавливать электрические фары.

В период медленного послевоенного подъема очень полезным для "Опеля" оказался богатый шестидесятилетний опыт производства самых различных товаров. В ассортимент продукции фирмы входили также велосипеды, мотоциклы и... швейные машины! "Опель" смело шагал в следующее десятилетие.

С наступлением 20-х годов "Опель" впервые в Германии ввел практику дорожных испытаний продукции - прообраз сегодняшних драйв-тестов - и стал пионером массового производства автомобилей в стране. ***

Продолжение рассказа о деятельности компании "Опель" не менее интересно, чем начало.

Первым серийным опелевским автомобилем в 1924 году стала модель "Лаубфрош" - "древесная лягушка", названная так из-за характерного цвета кузова. На следующий год модельный ряд фирмы пополнила машина "4/14 л.с.", на которой впервые устанавливались тормоза на все колеса. А тремя годами позже - модель "Регент" с 8-цилиндровым двигателем. Мощность продолжала возрастать.

11 марта 1928 года стартовал первый в мире автомобиль-ракета с реактивным двигателем - "РAK-1". Дебют оказался неудачным, и два месяца спустя на берлинском треке АВУС состоялся рекордный заезд другого болида - "РАК-2". Автомобиль развил фантастическую на то время скорость - 238 км/ч. Болид-рекордсмен по своей форме напоминал автомобили Формулы-1 конца 40-х годов, т.е. опередил свое время на два десятилетия. В этом же году фирма "Адам Опель АГ" становится акционерным обществом.

Тем временем американские автомобилестроительные фирмы начали активное наступление, импортируя готовые машины и строя в Европе автозаводы. Ситуация для "Опеля" опять изменилась. Экономический кризис середины 20-х годов сказался на финансовом благополучии компании.

Американская экспансия началась с того, что "Дженерал Моторс" в 1925 году сперва приобрел британскую компанию "Воксхолл", будущего партнера "Адам Опель АГ".

18 марта 1929 года было объявлено о партнерстве "Дженерал Моторс" с "Опелем", который был вынужден ради выживания продать часть своих акций американской компании. В течение последующих двух лет фирма "Адам Опель АГ" полностью переходит под контроль американского "гиганта". Предприятие перестает быть "семейным". Нетронутым осталось только имя. Вильгельм Опель оставался номинальным президентом фирмы, но на должность исполнительного директора руководство "ДМ" назначило И.Ройтера, бывшего генерального директора отделения "Олдсмобил".

Новый директор не стал сразу вносить изменения в продукцию фирмы, он внимательно присматривался к рынку и производству. Как отнесутся немцы к американизации продукции? Наступило время выжидания.

В 1929 году "Опель" впервые установил 8-цилиндровый двигатель на модели "24/100 л.с.". На следующий год компания прекращает выпуск мотоциклов, продав технологию производства фирме НСУ. Теперь автомобиль становится основной продукцией фирмы.

С приходом нового хозяина "Опеля" пришли и новые перемены. Причем в большей степени перемены к лучшему.

Первыми довоенными малолитражными автомобилями в Германии были модель "Мондшайн" (1932 год) - спортивный родстер с 6-цилиндровым двигателем, а также модель "1,2L" (1933 год) с 4-цилиндровым двигателем мощностью 23 л.с. Автомобиль был довольно небольших размеров, предельно прост и, что очень важно, недорог. Он мог перевозить четырех пассажиров со скоростью 85 км/ч. Это было первое "дитя" американо-немецкого "союза". И, как оказалось, весьма удачное.

В этом же году в производственной программе "Опеля" вновь появилось имя "Регент" - так называли новую серию кузовов, дизайн которых (в частности это касалось фар, закрепленных непосредственно на крыльях) был выдержан в американском стиле. Одной из таких машин был 6-цилиндровый "Опель 2L" 1933 год), у которого багажник впервые был встроен в кузов. В 1935 году, продолжая идею "1,2L", появилась модернизированная модель "П4" ("П" - означает "популярный" с налоговой мощностью 4 л.с.). Она выпускалась безо всяких изменений до 1938 года с двухдверными кузовами седан, кабриолет и специальный седан (т.е. с более дорогой комплектацией).

Производство продукции резко пошло вверх. Более того, именно "Опель" первым в Германии освоил выпуск цельнометаллической конструкции несущего кузова.

Первыми автомобилями с несущим кузовом стали модель "Олимпия" 1935 года и ее "двойник" - "Кадет" 1936 года. Эти малолитражки отличались от своих предшественников низкой массой в сочетании с высоким уровнем пассивной безопасности и хорошей аэродинамикой. Внешность машин претерпела серьезные изменения. У обеих моделей впервые в истории фары были включены в кузов, а не крепились отдельно на крыльях. Все это определило дальнейший облик моделей и их незабываемый стиль.

Модель "Кадет" выпускалась в двух вариантах - седан и кабриолет - и по цене заполнила нишу между "П4" и "Олимпией".

В следующем, 1937 году в производственной программе "Опеля" появился 3,6-литровый "Адмирал" - одна из самых высококлассных моделей предвоенного времени, имевшая 6-цилиндровый двигатель мощностью 95 л.с. Этот четырехдверный автомобиль являлся флагманом компании "Опель" вплоть до 1940 года.

В 1938 году было начато производство семейства грузовиков "Блитц" ("Молния"). Именно эта модель сыграла существенную роль в жизни компании... Но об этом чуть позже.

В этом же году ряд легковых автомобилей "Опеля" пополнился усовершенствованной моделью "Кадет А" с хромированными колпаками на колесах и бамперами. К уже существовавшему 2-дверному варианту добавилась 4-дверная версия. Автомобиль пользовался большим спросом. И именно "Кадет А" впоследствии стал прообразом первого советского "Москвича 400/401".

В 1939 году появилась еще одна новинка с несущим кузовом - "Капитан". Он имел 6-цилиндровый двигатель объемом 2,5 л. Кузов машины смахивал на своего "брата" - "Кадета". Конструкция оказалась настолько удачной, что именно эта модель первая увидела свет и после второй мировой войны.

...Собрав миллионную машину, "Опель" в октябре 1940 года сворачивает выпуск легковых моделей - Германия готовится к походу на Восток...

В период с 1941 по 1945 гг. компания "Опель" занималась, как и все другие национализированные предприятия Германии, выпуском оружия и военной техники для нужд вермахта.

Война приносила крупные заказы и соответствующие им немалые прибыли. На заводах "Опеля" производились не только автомобили (как обычные гражданские, так и специальные полноприводные, конструкции "Хорьх", но с двигателем "Опель"), но и легкие полугусеничные транспортеры NSU (НСУ) с двигателем от модели "Олимпия", а также даже детали самолетов.

Особого внимания заслуживает предприятие в Брандербурге/Хафеле, что в 50 км от Берлина. На этом заводе, открытом еще в 1936 году, под руководством Хайнца Нордхоффа было развернуто производство грузовых автомобилей под маркой "Блитц" ("Молния").

В 1937 году "Опель" освоил выпуск очередного, трехтонного грузовика из этой серии. На машине устанавливался 6-цилиндровый двигатель мощностью 75 л.с. (он же стоял и на легковом "Адмирале"). Именно этой машине было суждено стать одним из самых популярных грузовых авто немецкой армии. До 1944 года она выпускалась в различных вариантах колесной формулы и кузова. На его базе выпускался и полугусеничный грузовик "Маультир", на шасси которого монтировался 10-ствольный реактивный миномет.

В августе 1944 года бомбардировщики союзных войск почти полностью уничтожили производственные цеха заводов "Опель".
По окончании войны большинство заводов лежало в руинах. Руссельхайм попал в американскую, а Брандербург - в советскую зону оккупации. Большая часть сахранившегося оборудования и документации была вывезена в Союз, и у фирмы "Адам Опель АГ" начались, прямо говоря, нелегкие дни. Для послевоенного восстановления разрушенного хозяйства в своих зонах оккупации американцам прежде всего были нужны грузовые автомобили. Спрос определил и темпы восстановления производства в Рюссельхайме.

В июле 1946 года с еще не полностью достроенного завода сошла первая послевоенная "полуторка". Под маркой "Блитц" выпускались машины грузоподъемностью от 1 до 3 тонн. Семейство оказалось настолько удачным и необходимым, что именно их символика повлияла на новую эмблему фирмы - кольцо, перечеркнутое зигзагом молнии.

Первым легковым автомобилем оказалась модель "Олимпия", которую запустили в производство в ноябре 1947 года со слегка измененной подвеской. Через два года возобновился выпуск "Опеля-Капитана". Модель не отличалась от довоенной практически ничем, за исключением скромных круглых фар вместо бесформенных, так как выпуск рассеивателей сложной формы возобновить не удалось. (Кстати, именно конструкция и, по большей части, внешний вид "Капитана" сыграли немалую роль в рождении всеми нами любимой послевоенной модели ГАЗа - "Победы".)

Напрашивается вопрос: а куда смотрела и как отреагировала на все это американская корпорация "Дженерал Моторс"?

Правительственная делегация экспертов из Америки впервые осмотрела завод лишь в феврале 1948 года. Затем, после долгих обсуждений, в конце этого же года американская корпорация наконец-то принимает управление своей дочерней фирмой из рук американской военной администрации. Руководителем "Опеля" назначили Эдварда В.Здунека. Он довольно успешно работал на этом посту вплоть до 1961 года.

Положение компании "Адам Опель АГ" улучшилось лишь к 1950 году, когда был полностью восстановлен основной завод в Рюссельхайме, а позже возведен корпус нового предприятия.

Как и в 1931 году, американское влияние на фирму сказалось не сразу. Однако на протяжении всего десятилетия на легковых моделях немецкой компании частенько просматривались американские черты дизайна. Например, популярная "Олимпия" в 1950 году стала сходить с конвейера с "американизмами" - крупной решеткой радиатора с горизонтальными ребрами и огромным бампером. Модель обрела понтонный кузов с панорамным лобовым стеклом. Что касается салона... Ручка переключения передач переместилась, как и на американских моделях, на рулевую колонку. В таком виде машина выпускалась до 1953 года. Год спустя косметические изменения коснулись и "Опеля-Капитана". Для увеличения объема багажника переделали заднюю часть автомобиля.

В 1953 году объем производства впервые превысил довоенный уровень. Представленная в этом же году на Франкфуртском автосалоне модель "Опель-Рекорд" отображала в себе мечты немецких автомобилистов 50-х годов об идеальном транспортном средстве. По свему дизайну этот наследник довоенной "Олимпии" очень напоминал "Шевроле". "Рекорд" выпускался в двухдверном исполнении как седан, кабриолет (до 1956 года) и универсал "Караван". Кузов автомобиля был настолько идеален и совершенен, что его использовали и в СССР при создании малолитражки "Москвич-402".

В 1957 году дизайнеры изменили внешние линии автомобиля в соответствии с модой. Успех "Рекорда П1" был колоссален.

Фирма не остановилась на достигнутом: в 1958 году с конвейера сошел новый "Рекорд" (правда, со старым двигателем). Конструкторы удлинили и расширили кузов, сделав при этом машину более приземистой.

"Опель-Капитан" по-прежнему оставался в производственной программе компании. Долгое время эта модель подвергалась только косметическим доработкам, что сделало машину эдаким "типичным американским автомобилем европейской сборки". К концу 50-х изменения коснулись и самой конструкции (но только не двигателя образца 1937 года). Новый силовой агрегат машина получила вместе с новым кузовом лишь в 1960 году.

1960 год ознаменовался появлением уже четырехдверной модели "Рекорд П2". Она имела относительно спокойный дизайн и обходилась без приставки "Олимпия" к своему названию. Узкие стойки крыши, только намек на столь модные прежде задние стабилизаторы, решетка радиатора, продолжающаяся вокруг передних крыльев, и круглые фары, смело спешащие вперед - таким был "П2".

В 1961-м был начат выпуск первого "Опеля" с кузовом купе. Мощность автомобиля составляла 60 л.с., а скорость - 140 км/ч. Тогда же были изменены и некоторые элементы дизайна четырехдверного седана.

И купе, и седан выпускались фирмой вплоть до 1963 года. Все эти машины можно было охарактеризовать одним словом - "представительность". Это вполне в американском стиле - небольшие автомобили, по мнению "ДМ", не должны были обладать яркой индивидуальностью. Успех "Рекорда" можно было сравнить только с феноменом "Жука". "Опель" вновь занял ведущие позиции среди автомобилестроительных фирм Западной Германии.
К 100 летию фирмы "Адам Опель АГ", в 1962 году, был построен еще один завод в городе Бохуме для выпуска очередного поколения "Кадета". Новую модель можно было назвать совместной американо-западногерманской разработкой. Машина оснащалась двигателем "Шевроле". Первоначально выпустили двухдверный седан, в 1963 году к этому исполнению добавили вариант комби, еще год спустя - купе. Так было принято - сначала выпускать двухдверную версию, а затем в течение года "подбрасывать" на рынок модификации - комби (так в Германии называют универсал) и купе. "Рекорд" также не обошли вниманием: он получил в 1963 году новый, более мощный двигатель и новое обозначение - "А". Модель стала шире и ниже своей предшественницы.

В июле 1964-го модификации "Рекорда" седан и купе оснащались более мощными двигателями от модели "Капитан". В этом же году "Капитан" с дорогой отделкой салона успешно дебютировал под названием... "Адмирал". Вообще, к "Капитану" на "Опеле" относились с какой-то затаенной любовью, используя его агрегаты и конструкторские решения в других моделях.

Немцы всегда исходили из того, что каждый шаг в бизнесе должен или принести прибыль в обозримом будущем, или принести прибыль сразу. Технический прогресс никогда не являлся самоцелью для фирмы "Адам Опель АГ". Важную роль играли в первую очередь красота и удобство, но только не конструкция, а тем более двигатель. За все это время двигатели были американскими, за исключением нескольких совместных разработок. И лишь в 1965 году у "Опеля" появились новые четырехцилиндровые моторы собственной конструкции.

В 60-х годах процесс развития в автомобильной индустрии был так же короток, как мини-юбки, и вслед за моделью "Кадет А" в 1965 году последовал "Кадет Б" с 2- и 4-дверными кузовами. Увеличились не только размеры автомобиля, но и его мощность (от 45 до 90 л.с.). Машина пользовалась спросом - и это несмотря на неказистый внешний вид!

В 1965-67 годах выпускалась модель "Дипломат V8" с кузовом купе. И хотя объем ее производства не превысил и полсотни экземпляров, эта машина все же внесла определенный вклад в историю опелевских купе. Эта роскошная модель с мотором "Шевроле V8" (230 л.с.) собиралась компанией "Карманн" в Оснабрюке. Именно она считалась самой быстрой машиной, продаваемой в ФРГ.

В 1966 году "Опель" выпустил специальную модель "Ралли-Кадет" с черным капотом, полосами с обеих сторон и спортивными приборами на панели управления - в честь неплохого участия "Кадета Б" на гонках в Монте-Карло. Машина оказалась столь популярной среди молодежи, что ее выпуск продолжался до 1973 года.

Середина десятилетия ознаменовалась появлением новой генерации моделей "Капитан-А", "Дипломат-А" и "Командор-А".

В 1967 году "Рекорд" опять получил новый кузов - еще шире и ниже, чем у предшественника. Модификация "Купе" имела под капотом двигатель мощностью 67 л.с. Опелевский "Рекорд А" проложил путь "Рекорду Б". На смену же модели "Купе" пришла модель "Рекорд Купе 6" с 6-цилиндровым мотором мощностью уже 100 л.с. Эта машина явилась предшественницей "Командора", который был представлен в 1967 году и продавался параллельно с "Рекордом С", выпускавшимся годом раньше. В том же 1967-м имя "Олимпия" было возвращено этому элегантному собрату седана "Кадет Б".

С этими весьма респектабельными автомобилями контрастировала юркая, необычная в то время двухместная модель "Опель GT". Легендарный "GT" по праву можно считать одной из ярчайших моделей мирового автомобилестроения. Машина впервые была представлена в 1965 году на Международной автомобильной выставке во Франкфурте. Это было купе, сконструированное на базе "Кадета". Автомобиль поначалу не предназначался для серийного производства - это был, так сказать, пробный шаг фирмы в класс спортивных авто.

Однако восторженные вздохи публики изменили положение, и "Опель GT" вскоре стал "криком моды" на автомобильном рынке.

В 1968 году "GT" поступил в продажу. Вот он: выдвинутые фары под эллиптическими козырьками, аэродинамический хвост, длинный нос, "мощный горб" на капоте, изогнутые стабилизаторы и тонкая талия. Одним словом, "рюссельхаймский "мини-"Корвет"". Автомобиль благодаря своей неподражаемой популярности продолжал выпускаться с разными двигателями вплоть до 1973 года.

В марте 1969 года "большая тройка" представительских автомобилей - "Капитан", "Адмирал" и "Дипломат" - получила вместе с новыми кузовами и новое обозначение - "В". Модели стали выглядеть более солидными и современными.

Начало 70-х годов ознаменовалось проведением корпорацией "Дженерал Моторс" курса на "интернационализацию" моделей своих европейских отделений "Адам Опель АГ" и "Воксхолл Моторс". С тех пор автомобили различаются лишь расположением руля и декоративными элементами.
 

Итак, фирма "Опель", несмотря на столь удачный выбор моделей и их популярность как в самой Германии, так и во всей Европе, шаг за шагом пробовала завоевать признание и у заокеанских клиентов.

Первым шагом в этом направлении стала спортивная модель "GT/J", которая в 1970 году была подвержена модернизации как снаружи, так и в технической части. Инженеры компании при этом ориентировались на американский вкус. Вторым шагом явилась совершенно новая спортивная машина "Манта А". Представленная как модель-конкурент "Форда-Капри", она могла брать на борт четырех человек и имела при этом весьма вместительный багажник. Своим привлекательным видом "Манта" определенно в чем-то напоминала прежний стиль автомобилей "GT".

В то же время "Опель" не забывал и своих земляков. В 1970 году публике была представлена модель "Аскона А". Базируясь на шасси "Кадета", она выпускалась с разными типами кузовов. Автомобиль, несмотря на простые формы, все же нашел своего покупателя.

В 1971 году Георг фон Опель (внук организатора и водителя авто с реактивным двигателем в 1928 году Фрица фон Опеля) испытал первый электропроводной "GT" в Хоккенхайме. Машина, приводимая в движение двумя моторами мощностью 136 л.с., развивала скорость до 188 км/ч. Годом позже из-под капота модернизированного "GT" послышался непривычный голос дизельного двигателя. На скоростной трассе в Дюденхофе этот необычный спортивный автомобиль побил 20 мировых рекордов скорости в своем классе.

В сентябре 1971 года "Опель" собрал свой 10-миллионный автомобиль.
  В 1972 году дебютировали сразу две модели: "Рекорд D" и "Командор В". Обе машины имели совершенно одинаковый дизайн и одинаковый тип кузова. Но по технической части они были далеки друг от друга.

В 70-х годах было разработано еще одно удачное купе, стоящее по другую сторону ранга продукции "Опеля". Речь идет о последнем "Кадете С".

По решению руководства "Дженерал Моторс" преемника "Кадета С" сделали первым "международным" автомобилем: сборку должны были проводить одновременно все фирмы концерна в Америке, Бразилии, Великобритании и ФРГ. Было решено, что кузов всех "Кадетов", вне зависимости от фирменной эмблемы и местного названия авто, будет типовым, а двигатели и другие компоненты должны были соответствовать местному рынку. Машина была разработана и подготовлена к производству в августе 1973 года, назвали ее "Кадет С Купе".

В 1973 году многие автомобильные фирмы Германии испытывали тревогу в связи с надвигающимся топливным кризисом. Однако еще встречались новые модели и интересные дизайнерские находки. Представленный в этом году во Франкфурте "Биттер CD" стал моделью, приковывавшей к себе всеобщее внимание. Экстравагантное купе с общей высотой только 1,10 м оснащалось двигателем в 230 л.с. от модели "Опель-Дипломат". Прозванная "машиной мечты", эта модель собиралась на заводах "Баур Компани" в Штудтгарте до 1979 года.

В 1974 году по решению американской компании фирме "Адам Опель AG" было поручено руководство разработкой всех европейских серий и моделей "Дженерал Моторс". С этого момента автомобили немецкой фирмы "Опель" и английской "Воксхолл" отличаются друг от друга расположением руля, названием и эмблемой на капоте.

Тем временем эра "GT" начала приходить к завершению без какой-либо надежды на новый успех.

На международном автошоу во Франкфурте была показана более совершенная модель "Манта В". На заре своей долгой карьеры, с 1975 по 1982 г., машина предлагалась с пятью вариантами двигателей. Самой показательной была модель "GTE" с двигателем мощностью 105 л.с. Необычной модификацией для знатоков была "Манта СС" - "купе-вагон" с большим "задом", представленная в 1978 году.
  Осенью 1977 года дебютировали роскошный "Дипломат" и не отстававший от него "Командор С". Внешности моделей подверглись изменению, и теперь машины наравне со своими собратьями выглядели "квадратными".

Уже через год на заводе "Опель" началось производство новой легковой модели "Сенатор А". По прогнозам компании, она должна была заменить самые большие машины, выпускавшиеся фирмой до сих пор, - "Дипломат" и "Адмирал". Новое авто имело пятиместный 4-дверный кузов и двигатель мощностью 180 л.с. На базе "Сенатора" появилось весьма необычное купе - "Монца А".

Вплоть до 1979 года "Опель" шел в форватере американского стиля автомобилестроения (переднее расположение двигателя и привод на задние колеса). А между тем в Европе веяли другие ветры...

В 1979 году "Опель" предпринял революционный для себя шаг - у "Кадета D" ведущими сделали не задние, а передние колеса. Несмотря на не очень привлекательные угловатые формы, новый "Кадет" занял место "Рекорда" в списке наиболее покупаемых автомобилей.

Автомобили серии "D" были короче серии "С", но применение привода на передние колеса позволило конструкторам увеличить объем салона. Новая модель оснащалась тремя вариантами двигателей - два по 1,2 литра и новый 1,3-литровый.

С наступлением 80-х годов фирма "Адам Опель AG" почти полностью поменяла весь свой модельный ряд. Но на этом решила не останавливаться. И уже в 1981 году из ворот вышла модернизированная "Аскона С" с более совершенными двигателями объемами 1,3 и 1,6 литра. Несмотря на некоторую схожесть с "Кадетом", "Аскона" имела привод на задние колеса. И не случайно. Изначально машина задумывалась как "международная", с классической компоновкой, тем более, что в США предпочтение отдавалось "классике".
  GM реализовала в "Асконе" принцип "единой платформы", когда автомобили с разными внешностью и силовыми агрегатами имели одинаковые днище, подвеску, колеса. Эти машины принадлежали общему семейству под названием J-car. Однако со временем идея перестала быть актуальной. Для этой машины узлы и детали поставляли разные страны, что оказалось весьма невыгодно.

Но мы все же вернемся к куда более успешным проектам "Опеля".

В 1982 году изменения коснулись еще не "остывших" после дебюта "братьев" - седана "Сенатор А2" и купе "Монца А2". Модели получили приличный передок и гамму новых двигателей. Линии кузова сочетали в себе одновременно мощность и грациозность. Не были забыты также спортивная модель "Манта В" и семейный седан "Рекорд Е2" - они претерпели косметические изменения.

В 1983 году в семействе "Опелей" появилась "Корса А", которая должна была (и ей это удалось) охватить круг клиентов, желавших иметь автомобиль меньше "Кадета". В семействе кабриолетов прибыло пополнение - "Аскона С Кабрио". Автомобиль, по замыслу "Дженерал Моторс" стал собираться не в Рюссельхайме, а на заводе в испанском городе Сарагоса. Переднеприводная машина в вариантах хэтчбек и седан вскоре получила три новых двигателя. Но, увы, это не принесло своих плодов. Покупатели стали постепенно терять интерес к продукции фирмы "Опель". Виновным оказался именно однообразный и скучноватый дизайн, делавший "Кадет" похожим на "Аскону", "Аскону" - на "Рекорд" и т.д.

Для исправления положения нужны были новые решения и идеи. И они нашлись!

В середине 80-х "Опель" - один из самых раскупаемых автомобилей в Европе. Фирма приступила к оснащению своих моделей каталитическими нейтрализаторами.
  В 1984 году выходит в свет более усовершенствованная в техническом и аэродинамическом плане модель "Кадет Е". Популярности этого автомобиля в Европе способствовал прежде всего широкий выбор кузовов и двигателей. Машина была удостоена европейского титула "Автомобиль 1984 года". А это уже что-то! "Кадет" одновременно стал последним автомобилем фирмы, носившим "военизированное" название. Кроме того, он в своем последнем варианте с небольшими изменениями стал производиться в Южной Корее под именем "Дэу-Нексия". Год спустя "полку прибыла" версия кабриолет, спроектированная самим маэстро Бертоне.

В 1986 году "Рекорд" уступил место более совершенной модели "Омега А". Новый автомобиль выпускался с двумя типами кузовов: седан и универсал. Была завоевана очередная победа в конкурсе "Автомобиль года".

В 1987 году специальная модель "Аскона Туринг" сменяет популярную "Аскону GL". Тогда же произошли изменения и у "Сенатора": появилась обновленная модель "Сенатор В".

В 1988 году прекращается выпуск "Асконы", а вместо нее появляется куда более достойная на то время модель "Вектра А". Этот автомобиль был более "зализанным" и на редкость мощным. В то же время у "Корсы" вышла в свет модификация седан, одновременно внешность модели претерпела некоторые изменения. Была разработана также самая скоростная модификация "Корса GSi" с дополнительными спойлерами и другими "прибамбасами".

Через год серия "Кадет Е" подверглась регенерации. Появилась увеличенная решетка радиатора (для охлаждения более мощного мотора), противоударная штанга и широкие защитные планки по бортам. К концу десятилетия из программы фирмы исчезли названия "Аскона", "Монца", "Рекорд", а в начале 90-х и "Кадет".

Подчиняясь законам бизнеса и моде, корпорация "Дженерал Моторс" решила оставить за "Опелем" право право выбора "лица". На небосклоне компании появились оригинальные "Омега", "Калибра", "Астра", "Тигра" и "Вектра", чьи названия придумал... компьютер. И все изменилось, фирма вновь обрела индивидуальность.
 

Модели, пришедшие на смену неудачным машинам, тоже в определенном смысле часть истории фирмы "Адам Опель AG". И хотя об этих автомобилях и их модификациях писали и пишут очень часто, мы все же вкратце упомянем их в нашем маленьком экскурсе в прошлое.

Начнем с дебютировавшего в 1990 году совершенно нового спортивного купе "Калибра". Эту модель можно по праву считать самой учачной и самой быстрой машиной последнего десятилетия.
  В 1991 году в семействе "Опелей" опять пополнение. На автосалоне во Франкфурте фирма показала свою новую модель "Астра F" с множеством вариантов кузовов. Новая машина сменила полюбившийся не одному поколению "старый" "Кадет". В своей более спортивной версии GSi автомобиль приводился в движение силовым агрегатом мощностью 120-150 л.с.
 
В этом же году фирма впервые в своей истории начала выпуск автомобиля повышенной проходимости - модели "Фронтера". Первый внедорожник был создан на базе японского джипа "Исудзу-Родео" и не отличался особым техническим совершенством, хотя с виду выглядел весьма мощным. Но ничего, первый блин всегда комом. К концу года семейство "проходимцев" пополнил еще один "грузовичок". Согласно договоренности GM и "Исудзу Моторс", на базе уже существовавшего японского пикапа была сконструирована модель "Опель-Кэмпо".
  В 1991-м ряд "Омег А2" подвергся косметической доработке. Как выдающуюся можно упомянуть модель, разработанную для фирмы "Опель" известной английской компанией "Лотус", - мощную модификацию дорожного автомобиля "Лотус-Омега". Машина получилась весьма динамичной. Время разгона до 100 км/ч составляло 6 секунд.
 
1992 год принес кое-какие дополнения в модель "Фронтера", а точнее - в ее двигатель. Автомобиль стал оснащаться турбодизелем.
  В том же году появилась еще одна комфортабельная модель "Монтерей" с приводом на все колеса. Как и "Фронтера", "Монтерей" был разработан совместно с "Исудзу". Эта модель производится в двух версиях: LTD с длинной базой и твердой крышей и RS с короткой базой.

1993 год. Сенсация! За рекордно короткий срок фирма разработала второе поколение самой маленькой в своем классе модели "Корса В". Новинка явилась поистине прямым наследником столь популярной модели 1983 года. Производство "Корсы В" велось на заводе в г.Сарагоса (Испания) и в Айзенахе. Модель имела 3- и 5-дверный кузов. Маленькой партией выпускается также модификация "Канвас Топ", что означает "брезентовый верх". В это же время покупателю было предложено второе поколение "Омеги В". Автомобиль получился истинно классическим!
  В 1994 году были внесены обновления и дополнения во всю гамму выпускаемой "Опелем" продукции.

Самую маленькую свою модель - "Опель-Корса" - фирма представила в шести версиях (ECO, Swing, Joy, GSi и еще две версии с дизельным двигателем). На заводе в Португалии началось производство развозного автомобиля с кузовом фургон модели "Комбо". Агрегаты и, в большей степени, внешность были использованы все от той же "Корсы В".

В семействе кабриолетов наконец-то появилась новинка. Презентация модели "Астра-Кабрио" состоялась летом того же года, а уже в 1995-м автомобиль пошел в серию. Прежде кабриолет создавали на базе "Кадета", а теперь на новой базе "Астры". Сам же кузов был спроектирован все тем же гениальным маэстро Бертоне. Чуть позже модель оснастили более мощным 1,6-литровым двигателем.
  А теперь - о более интересной за последнее время модели - "Тигра". После успеха прототипа на Франкфуртском автосалоне в 1993 году руководство компании приняло решение о серийном производстве спорт-купе на заводе в Испании начиная с осени 1994 года. Мощная и легкая спортивная машина с очень непривычным видом пришлась по душе в первую очередь молодежи. Сперва автомобиль выпускался с закрытым кузовом, а затем и с открытым типа родстер.

Вторая половина 90-х ознаменовалась появлением в 1995 году второго поколения "Вектры В". Ее отличает более изящный внешний вид, роскошная гамма оборудования, повышающего комфорт и безопасность. Новинка была представлена сразу в трех версиях - с кузовами седан, хэтчбек и универсал. Важным дополнением к гамме "Калибры" явилось создание варианта с 2,5-литровым двигателем V6, а также полноприводная "Калибра Турбо" мощностью 204 л.с.

Что касается внедорожников, то к уже существующим двум моделям был добавлен еще один вариант - "Фронтера Спорт Софт Тор" с мягкой складывающейся задней частью крыши. Кроме того, бразильское отделение концерна "Дженерал Моторс" занимается выпуском пока не всем известных моделей "Шевроле-Корса" - пикап и седан. За основу взяты узлы и агрегаты, а также большая часть кузовных деталей от всем знакомой "Корсы".
  С наступлением 1996 года впервые в истории фирмы в модельном ряде "Опеля" появился минивэн "Синтра", ставший плодом совместной работы Технического центра компании "Адам Опель AG" и североамериканского отделения "Дженерал Моторс". Новый минивэн стал первым "Опелем", выпускающимся в США.

И, наконец, в 1997 году "Опель" слегка обновил модели "Астра" и "Корса". Автомобили стали более динамичными и весьма привлекательными. В этом году на Франкфуртском автошоу компания представила публике второе поколение "Астры В". Интерес к этой модели подогревался уже давно, и вот - дебют. Совершенно новый и к тому же привлекательный дизайн, четкая клиновидная форма создают имидж более солидного автомобиля компании за последнее время.

Заканчивается год, и, казалось бы, все, "Опель" выдохся, исчерпал все свои возможности и силы. Но не тут-то было. На прошедшем недавно автосалоне в Токио компания выставила весь модельный ряд - от хэтчбека "Корса" до универсала "Омега-Караван". Но и это еще не все. Самой главной приманкой для посетителей стал отличный автомобиль для активного отдыха - "Опель-Сити Треккер Концепт", который развивает идею полноприводных универсалов для активного отдыха. Остается только надеяться, что эта модель, а точнее, ее концепция, пойдет в серию. ***

Затрагиявая историю фирмы "Опель", нельзя не коснуться, хотя бы поверхностно, разработанных ею экспериментальных моделей. Ведь зачастую именно они вносили ощутимый вклад при создании серийных образцов.

Компания "Адам Опель AG" и здесь оказалась на высоте.

Если начинать по порядку и не затрагивать спортивную тему, то самый первый экспериментальный автомобиль появился в 1912 году. Именно тогда "Опель" впервые начал эксперименты над аэродинамикой кузова. Модель "Ei" базировалась на шасси модели "13/30 л.с." и была весьма необычной, а точнее, даже дикой на то время. И все же первый шаг был сделан. Вторым шагом стали модели автобуса Aero Stromlinier Omnibus (1939 г.) и двух грузовиков "Блитц" (1939 год) модели Kurz с передним расположением двигателя и Landhanber с кабиной над силовой установкой. Но дальше разработки дело не пошло.

После долгого затишья, в 1965 году, был представлен макет спортивного кузова, в будущем легендарного GT. Именно этой конструкции повезло больше. Она была воплощена в жизнь.

Следующий, 1969 год, тоже оказался весьма удачным. Представленная на автосалоне во Франкфурте модель "CD" в скором времени нашла свое отражение в машине "Биттер CD". Что касается кузовной фирмы "Биттер Автомобили KG", то ее владелец Эрих Биттер, бывший гонщик, неоднократно использовал и использует по сей день двигатели фирмы "Опель" при создании своих спортивных машин. Но это уже другая история.

Следующее десятилетие ознаменовалось появлением весьма неординарных разработок.

Вот, например, модель "Сильвия GT", разработанная известной итальянской кузовной студией "Коджиола" в 1974 году. За основу была использована база легендарного опелевского GT.

В 1975 году "Опель" экспериментирует с композитными материалами и создает весьма необычную как с виду, так в плане "начинки" модель "GT2" со сдвигающимися в бок дверьми, энергопоглощающим бампером и компьютерной системой управления. Но на то время это было слишком смелое решение. Поэтому идея сверхсовременного автомобиля так и осталась в виде модели дизайнерского искусства.

Примерно в этот же период компания пробует свои силы в создании безопасного автомобиля под кодовым названием "OSV 40". Безопасный (с точки зрения самой фирмы) кузов базировался на шасси уже оправдавшего доверие "Опеля-Кадета". Но... Дальше экспериментов дело не двинулось. И вот только через три года на Женевском автосалоне "Опель" выставил претендующую на что-то большее своеобразную модель "Кадет Аэро Кабрио", кузов которой был спроектирован с помощью немецкой кузовной фирмы "Баур" из Штудтгарта.

В 1981 году на базе "Кадета" с небольшой помощью "Пининфарины" фирма испытала в аэродинамической трубе очередной прототип "Тэч 1". Зализанный силуэт модели повлиял в дальнейшем на появление нового ряда машин большого класса - модели "Опель-Омега".

На следующий год дизайн-студия фирмы представила публике построенный на базе "Корсы" авангардный "Спайдер". Основные усилия при создании машины прилагались для изучения совершенно нового типа кузова для будущей модели малого класса. Через год автомобиль с подобным кузовом пошел в серию.

В 1983 году "Опель" выставил во Франкфурте самый маленький автомобильчик для города - "Юниор". Идея была неплохая, но, как оказалось, "сыровата", и дальше опытного образца "малыш" не пошел.

После этого конструкторы фирмы на долгое время замолчали: то ли они устали от идей, то ли что-то задумывали. Но опять удивить мир они смогли лишь в 1992 году. На Женевском автошоу "Опель" представил концептуальный автомобиль "Твин". Модель поражала своей яйцеобразной формой, большой площадью остекления и, самое главное, электроприводом (который мог легко демонтироваться вместе с задним мостом).

Через год компания показала сразу два прототипа. Первым из них стал молодежный внедорожник "Скэмп" с базой и общими "чертами лица" от серийной "Корсы" второго поколения. Автомобиль разрабатывался как пляжный, но, увы, так и не стал реальностью. А жаль! Второй более-менее удачной моделью стал "Опель-Тигра", который после бурного обсуждения руководства компании о серийном производстве вскоре пошел в серию.

Самой же удачной, с моей точки зрения, разработкой "Опеля" стала модель "Макс" 1995 года. А необычность этой машины заключается в ее трансформации, т.е. в изменении кузова в зависимости от назначения автомобиля.

Последними разработками, представленными фирмой "Адам Опель AG", стали шоу-автомобиль "Тонга", сконструированный дизайнерами бразильского отделения Цента стиля "Дженерал Моторс" и показанный в 1996 году в Турине. В этом же году в Женеве был продемонстрирован великолепный "однообъемник" "Слалом". В качестве базы для него использовали конструкцию модели "Калибра", а вот кузов был спроектрирован самим Нуччио Бертоне.

В этом году мы были свидетелями очередной премьеры шоу-кара - "Сигнум". Модель базировалась на агрегатах "Омеги" и была призвана продемонстрировать подход фирмы к созданию дорогих "люксовых" седанов высокого класса. Этот тип автомобиля является новым для компании. Он содержал дизайнерские решения, которые определили новый стиль автомобилей "Опель" уже осенью в представленной во Франкфурте модели "Астра" второго поколения. ***

Наш исторический экскурс завершен. Он не претендует на полноту: мы выделили, как нам показалось, наиболее интересные события из истории "Опеля" - семьи, фирмы и автомобилей.

Сегодня "Адам Опель AG" - одно из старейших и почетных имен в автомобильном мире. Из 130 лет своего существования более 90 лет компания отдала производству транспортных средств. Глядя на выполненные с немецкой аккуратностью технически совершенные автомобили фирмы, трудно сегодня представить себе, что компания когда-то выпускала утилитарные швейные машинки...

На главную страницу

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz